17
апреля 2013 года Председатель Народного Собрания Гагаузии Дмитрий
Константинов принял делегацию Эстонии и Латвии, прибывшую в Гагаузию с
целью обмена опытом по вопросам интеграции представителей национальных
меньшинств в общественную жизнь через специально разработанные
образовательные программы.
Дмитрий
Константинов в своем приветственном слове поблагодарил гостей за
дружественный визит, заявив, что данная проблема остро стоит в Гагаузии,
так как многие жители не владеют государственным языком, без чего
невозможна полнокровная интеграция гагаузов и представителей других не
титульных наций в гражданское общество страны.
Он
обратил внимание специалистов из прибалтийских стран на существующее
многоязычие в автономии, подчеркнув, что наши дети изучают в школах
четыре языка, что создает определенные сложности в их полном освоении.
Члены
делегации Сергей Метлев, Олита Аркле и другие поделились опытом
изучения государственных языков в Эстонии и Латвии, отметив, что
школьники имеют возможность получить гимназическое образование, как на
государственном языке, так и на русском языке.
Однако,
для продолжения учебы в ВУЗах, они должны в полной мере владеть
государственным языком, что стимулирует их к серьезному изучению
эстонского (или латышского) языка.
На
эти цели прибалтийские государства выделяют значительные финансовые
средства, которые используются строго по назначению. Благодаря такой
разумной государственной политике, представители национальных меньшинств
имеют возможность полноценно интегрироваться в гражданское общество и
принимать активное участие в жизни своих государств.
Присутствовавшие
на встрече депутаты Народного Собрания Гагаузии А. Тарнавский, И.
Бургуджи, И. Топал, Г. Кадын, поделились своими соображениями по
обсуждаемой тематике, отметив, что жители Гагаузии не проявляют большого
энтузиазма по изучению государственного языка ввиду того, что в
школьных программах он называется не молдавским, а румынским; а также
из-за того, что нашим детям приходится изучать историю соседнего
государства – Румынии.
Кроме
того, они высказали некоторые претензии в адрес министерства
просвещения и Правительства Республики Молдова, которые до сих пор не
разработали специальные программы для изучения государственного языка
жителями автономии и не выделяют дополнительное финансирование для
достижения этой цели.
В
результате наши соотечественники не имеют возможности полноценно
интегрироваться в молдавское общество, работать в центральных органах
власти страны и т.д.